Пометка заключённых в концентрационных лагерях

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Голландские евреи в концлагере Бухенвальд

Пометка заключённых в концентрационных лагерях нацистской Германии использовалась для группирования и социальной стигматизации заключённых. Соответствующие эмблемы должны были облегчать лагерному персоналу идентификацию заключённых по странам происхождения, расе, приговору и т. д. Номер заключённого заменял в лагере имя[1].

Система треугольников

[править | править код]
Памятка для лагерной охраны СС: «Пометка заключённых в концентрационных лагерях»
Чеслава Квока — 14-летняя узница Аушвица, 1942/43
Винкель с номером — политический заключённый из Польши
Группа заключённых концлагеря Заксенхаузен, 1938

Система пометок основывалась на использовании винкелей (нем. Winkel — угол) — перевёрнутых треугольников из разноцветной материи, нашитых на тюремную робу заключённых, чтобы лагерная охрана легко могла распознавать их принадлежность к определённой категории.

Цветовые кодировки винкелей

[править | править код]

Цвета треугольников определялись следующим образом[2]:

Дополнительные пометки

[править | править код]

Иногда добавлялись и другие пометы для обозначения национальности или функции заключённого (например, для капо, старших по бараку или блоку). В первые годы существования концлагерей, а частично и в более позднее время, на одежду заключённого также нашивался его номер. Дополнительно на треугольник наносилась буква, показывающая происхождение заключённого, например, «P» — у поляков.

В зависимости от страны происхождения заключённых помечали буквами:

Евреи помечались двумя треугольниками, лежащими друг на друге, образуя звезду Давида. При этом нижний треугольник был жёлтого цвета, а верхний соответствовал категории заключённого.

Чёрный несплошной треугольник, расположенный поверх жёлтого, обозначал мужчину-еврея, «осквернившего» «арийскую расу», имея связь с «арийской» женщиной, и таким образом осуждённого за метисацию. Жёлтым треугольником, наложенным на чёрный, помечались «арийские» женщины, допустившие «осквернение» расы.

В качестве наказания заключённые могли быть дополнительно помечены «штрафной меткой», которая означала, что заключённый входит в штрафную группу. К таким заключённым лагерная охрана относилась с особой жестокостью.

Заключённые, арестованные в результате операций «Ночь и туман», часто помечались жёлтым треугольником с аббревиатурой NN (нем. Nacht und Nebel). Такие заключённые обычно содержались в одиночных камерах[4].

Отклонения от общих принципов

[править | править код]

Представленная выше схема указывает общие принципы пометки заключённых в концентрационных лагерях. Тем не менее, известны случаи несоответствия категории осуждённого и цвета треугольника. В Дахау треугольник гомосексуалов был зелёным, такой же треугольник нашивался гомосексуалам, осуждённым повторно. В Нойенгамме все заключённые из Нидерландов носили красные треугольники. Такие же треугольники получили в концентрационном лагере Равенсбрюк Элли Смула и Маргарита Розенберг, напротив имён которых было указано «лесбиянка»[5].

Таблица маркировки заключённых

[править | править код]

Заключённые концлагерей помечались согласно следующей таблице:

Политический Рецидивист Эмигрант Бибельфоршер Гомосексуал (§ 175) Асоциальный Синти и рома
Простой треугольник
Повторно заключённый
«Штрафная группа»
Еврей -
Специальные метки (примеры)
Мужчина-еврей, осквернивший арийскую расу

Арийская женщина, осуждённая за осквернение расы

Склонность
к побегу

Номер
заключённого

Используемые маркировки наносились в следующем порядке: номер заключённого, полоса для повторного заключения, треугольник или звезда, членство в штрафной роте, склонность к побегу.

Поляк
(политический заключённый)

Чех
(политический заключённый)

шпион, дезертир или пленный

Особый заключённый: коричневая нарукавная повязка

Номер заключённого

[править | править код]
Вытатуированный номер заключённого из Освенцима
12-летний Алеша Лебедев, выживший в Освенциме, показывает вытатуированный номер заключённого

Обычно у заключённых их номер был написан на одежде. Лишь в Освенциме он был также вытатуирован на теле. Во-первых, для точной идентификации раздетых трупов, а во-вторых, для идентификации беглецов. Татуировки делались на левом предплечье. У детей, рождённых в лагере, татуировка ставилась на бедре, так как на предплечье не было достаточно места.

Иногда к номерам добавлялись специальные обозначения: у некоторых евреев это был треугольник, у цыган буква Z (от нем. Zigeuner). В мае 1944 у мужчин-евреев к номеру добавлялись буквы «A» и «B»; по неизвестным причинам у женщин буква «B» не использовалась даже после того как в серии «A» были использованы 20 тысяч номеров.[6]

По номерам заключённых вёлся подробный учёт. В каждом лагере ежедневно по два раза в день проводились построения и переклички, на которых фиксировались все изменения (смерти, переводы заключённых из лагеря в лагерь, освобождения).

Примечания

[править | править код]
  1. Nazis Open Dachau Concentration Camp Архивная копия от 28 мая 2019 на Wayback Machine (англ.)
  2. Jewish Virtual Museum: Badges. Дата обращения: 30 января 2010. Архивировано 8 декабря 2014 года.
  3. Claudia Schoppmann: Nationalsozialistische Sexualpolitik und weibliche Homosexualität (Dissertation, FU Berlin, 1990.) Centaurus, Pfaffenweiler 1991 (revisited 2nd edition 1997). ISBN 3-89085-538-5
  4. Habbo Knoch: Die Emslandlager 1933—1945. В книге: Wolfgang Benz / Barabara Distel: Der Ort des Terrors. Geschichte der nationalsozialistischen Konzentrationslager. Band II: Frühe Lager, Dachau, Emslandlager. München 2005, ISBN 3-406-52960-7, S. 560.
  5. Klaus Müller. «Doodgeslagen Doodgezwegen — Vervolging van homoseksuelen door het naziregime 1933—1945». Schorer Boeken. 2005. ISBN 90-73341-27-2
  6. Auschwitz: Nazi Death Camp (неопр.) / Piper, Franciszek; Świebocka, Teresa[англ.]. — Oświęcim: The Auschwitz-Birkenau State Museum, 1996. — С. 60—61. — ISBN 9788385047568.

Литература

[править | править код]
  • Eugen Kogon. Der SS-Staat. Das System der deutschen Konzentrationslager, ISBN 3-453-02978-X
  • Christa Schikorra. Kontinuitäten der Ausgrenzung. «Asoziale» Häftlinge im Frauen-Konzentrationslager Ravensbrück. Berlin, Metropol, 2001
  • Helga Amesberger, Katrin Auer, Brigitte Halbmayr. Sexualisierte Gewalt. Weibliche Erfahrungen in NS-Konzentrationslagern, Mandelbaum Verlag (2005), ISBN 3-85476-118-X